Анонс спектакля «Медведь с предложением» в рамках фестиваля "МОСТ"

Спектакль «Медведь с предложением»

Дорогие друзья!
В рамках знакомства с участниками фестиваля «МОСТ в страну чудес» мы публикуем анонсы их спектаклей.


Театр «Квадрат»: Расскажите о Вашем театре, когда был создан, кем (город)
«Люди и лица»: В две тысячи двадцатом году, в феврале, был создан наш коллектив. Кто создал? Очень нескромный для меня вопрос. Ну, в принципе коллектив создан мной. Мне показалось, что есть такая необходимость, так как в городе нет коллектива подобного формата, в который могли бы входить взрослые люди и заниматься театром профессионально и серьезно. В феврале собрались в первый раз, а потом в марте грянула пандемия, и мы полгода не могли встречаться. И только в октябре месяце, после пандемии, мы начали плотно работать.

ТК: Чехов близкий и далёкий. Как родилась идея ставить именно Чехова? Эти рассказы берут многие театры, несомненно в вашей интерпретации есть что-то своё и очень важное, раз он едет с Вами на фестиваль? Можем ли приоткрыть завесу?
ЛЛ: Первым спектаклем нашей студии был как раз спектакль «Загадочная натура или это все она» по рассказам Чехова. Почему так сложилось? Потому что в начале пришло в коллектив очень много дам разного возраста, вот и нужно было, конечно, их занимать. Мужчин было не так много (всего два), потом три, ну и так далее. Сейчас мужчин достаточно, но в театре говорят, что мужиков не бывает много, через три года решил взять к постановке водевили. Для меня вообще водевиль Чехова-это один из самых сложных драматургических материалов. Сложность задачи в том, чтобы передать гротесковое состояние героев. Они находятся постоянно как бы на взводе. Эмоции льют через край. И в этом трудность. Важно не наиграть, а найти точную интонацию существования артиста на сцене. Иногда мне казалось, что поставить «Вишневый сад» легче, чем его водевили.
Когда ты берешь какой-то материал, то понимаешь, что у тебя есть артисты, которые, в принципе, могут это сыграть. Как говорят, девяносто процентов успеха- это правильное распределение. У нас были такие артисты, которые могут это сыграть. И получился живой спектакль из двух водевилей: один «Медведь» как сухое красное вино, а «Предложение» — шампанское. Так что ждем зрителей на «дегустацию».

ТК: Классики прекрасны и удобные для постановки, хотя и звучит несколько грубо. Автор даёт всё, что нужно для комфортной работы режиссёра и актёра. И всё же, были споры или Вы шли нога в ногу с драматургом?
ЛЛ: У нас в репертуаре театра в основном классические произведения. Спорю ли я с драматургом? В принципе, нет. Моя задача понять, что же хотел сказать автор. Ведь зачастую современный режиссер занимается только тем, чтобы выразить себя, своё видение спектакля. А мне думается, если понять, что хотел сказать драматург, то будет гораздо глубже и интереснее работа, которую ты представляешь зрителю. Потому что кто ты такой? Ну вот кто ты такой? Это классик, а я Дунаев. Это Чехов. Какие могут быть сравнения. Знаете, многие режиссеры начинают бороться с пьесой и придумывать какие-то свои концепции. И это почти всегда, мне кажется, заканчивается не очень хорошо для спектакля. Поэтому я за Автора! Чтобы артисты и зритель почувствовали и поняли, что хотел сказать Автор.

ТК: Репетиционный процесс всегда разный, но часто актёры вспоминают именно этот период. Где больше удовольствия: в репетициях или на спектакле?
ЛЛ: Думаю, что для режиссера, конечно, самое лучшее время это репетиционный процесс. В нем он может себя проявить во всей силе. В репетиции режиссер чувствует себя достаточно комфортно. У него есть возможность направить постановочную группу в нужное русло для того или иного спектакля. Подсказать, помочь артистам. На спектакле это уже практически невозможно. Смотреть свои спектакли- это отдельная дополнительная работа, иногда она тяжелее, чем репетиции, потому что ничего уже не можешь поменять и переделать в идущем спектакле. А для артистов спектакль прекрасен, потому что они играют, отдают себя, радуют зрителя. А режиссеру — почти мУка. Опять тут не доиграли, здесь могли бы сделать лучше и так далее, поэтому и спектакли выборочно смотрю. Посмотрю немножко: как начали спектакль, как он идет, как проходит та или иная сцена, и снова ухожу из зала. А потом опять захожу, и так вот и курсирую: из фойе в зал, из зала в фойе.

ТК: Что для Вас театр?
ЛЛ: Что для меня театр ? Вообще я, наверное, очень счастливый человек, потому что всю жизнь занимаюсь любимым делом. С театром мне действительно везло всю жизнь. Начиная со школьной скамьи – когда занимался в народном театре у ученика Станиславского – Михаила Амаспюра. Затем училище, потом институт. После служба в театре на разных должностях, даже был долгое время директором Архангельского театра Ломоносова. И всегда старался отдаваться этому делу по-настоящему. И сегодня я, по-своему, счастлив, потому что занимаюсь любимым делом, Поэтому для меня театр — это в буквальном смысле моя жизнь. Иногда думаешь, что для тебя важнее семейная жизнь или театральная? Нет ответа.

ТК: Созвучны ли были видение Ваше и актёров?
ЛЛ: У нас в театре есть некоторые принципы, на которых мы основываемся: это традиции русского драматического театра, где главными являются артисты и слово драматурга. Эта тема нас объединяет. И когда идет обсуждение той или иной пьесы, то в первую очередь я и артисты обращаем внимание на материал и на то, есть ли в нем хорошие роли. Моя задача «заразить» труппу той или иной пьесой, превратить артистов в единомышленников. Разногласий у нас практически не бывает. Моя задача как режиссера раскрыть талант артиста, увидеть какие-то новые его грани.

ТК: У театра (в глобальном смысле слова) такое богатое прошлое, прекрасная драматургия, великолепные актёрские работы, режиссёрские победы. Настоящее театра всё больше пользуется плодами времени: современными технологиями, возможностью «подглядеть» в информационные ресурсы. Не остановит ли это развитие? Есть ли будущее именно данного искусства?
ЛЛ: Мне кажется, этот век не просто технологический, а биотехнологический. Уже размываются понятия, когда не знаешь, кто тебе звонит по телефону, с кем разговариваешь по видео и это, конечно, пугает. И все, что касается конкретно человека, мне кажется, в этом веке будет очень важно. Душа человека, отношения между людьми будут главными в этом пространстве, которое сегодня настолько виртуально и засорено цифрами, технологиями, что взаимоотношения между людьми как Людьми будут главной ценностью в этом мире, и драматический театр как вид искусства будет особенно востребован.

ТК: Фестивали важны?
ЛЛ: Конечно же, фестивали важны как для профессиональных, так и для непрофессиональных артистов, потому что это возможность пообщаться, повстречаться, ведь самое главное в жизни это Встреча. С коллективами, с городом, режиссерами, педагогами, это как глоток свежего воздуха, который дало новое движение, новое дыхание.

ТК: Над чем очень бы хотелось поработать? Есть ли заветная профессиональная мечта?
ЛЛ: У меня нет прямо такой мечты, что надо именно вот это поставить. Как-то у меня это все происходит по мере поступления. То есть ты знаешь репертуар русского и зарубежного театра…и в какой-то момент ясно осознаешь, ЧТО ты хочешь поставить. Получается такая мечта в развитии. Идея поставить что-то конкретное рождается между прочим, здесь нет никаких умозрительных и великих задач. Это как мне кажется правильный процесс, так что большой мечты осуществить постановку какого-то конкретного спектакля у меня нет.

ТК: Актёр-донор, он привык дарить, отдавать. А что бы хотелось получить от поездки?

ЛЛ: Конечно, любой артист хочет понимания, признания. Возможность показать себя новому зрителю- это всегда интересно. Я много работал в профессиональном театре, ездил на гастроли и фестивали, и наблюдал, что в каждом регионе публика своя. На севере — немножко примороженная, очень сдержанная реакция на все. Но если уехать чуть южнее, то сразу чувствуется разница в восприятии спектакля, вот за этим и едешь. И конечно, артисты едут за новыми встречами и знакомствами. И важно, чтобы эти встречи имели хорошее продолжение.