Премьера моноспектакля «Честно»
Дорогие друзья!
В рамках знакомства с участниками фестиваля «МОСТ в страну чудес» мы публикуем анонсы их спектаклей.
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ «ЧЕСТНО»
Моноспектакль-откровение «ЧЕСТНО» (по пьесе Дианы Балыко «Ангелика решает продаваться?..»)
Режиссер: Лада Селиванова, театр «Экополис» г. Дубна
В главной роли: Наталья Миткевич
Что влияет на судьбу человека?
Детство и отношения с родителями?
Первая любовь? Отсутствие самореализации?
Что выбрать: признание и деньги или честность с самим собой?
Как сохранить свое Я и не предавать себя?
Что важнее: гордость или любовь?
На что опираться, когда вопросов больше, чем ответов?
Только на внутреннюю честность.
Мы станем свидетелями того, как через монолог главной героини перед нами будут разворачиваются сцены из обычной жизни необычной…поэтессы. Чувствительной, гордой, талантливой, влюбляющейся, страдающей, мечтающей, жи-вой…То, что зритель увидит на сцене, найдет отражение в его собственной душе. И если после просмотра спектакля ваш внутренний монолог станет более честным, значит все было не зря. Никакого волшебства. Просто очень честно.
До встречи…с собой.
Традиционно перед фестивалем ответы на вопросы театра «Квадрат» дают: руководитель театра «Экополис» г. Дубны Лада Селиванова и актриса Наталья Миткевич.
Т.К.: (Режиссёру) Расскажите о Вашем театре, когда был создан, кем (город)
Л.С.: Театр появился в лицее №6 г. Дубны очень давно – как театральный кружок. Годом своего рождения мы считаем 1993, когда сформировался первый дружный состав и был выпущен спектакль, вышедший за стены лицея, – это был спектакль «Шибейя!» по произведениям Даниила Хармса. С этого момента спектакли появлялись ежегодно и театр начал свое путешествие по фестивалям страны (а однажды даже выехал за рубеж).
Т.К.: (Актёру и режиссёру) Как родилась идея постановки именно этой пьесы?
Л.С.: Мы с Натальей искали пьесу для одной актрисы. Мне показалось, что материал о поэтессе может заинтересовать Наташу, которая и сама пишет стихи.
Н.М.: Как говорит в одной из сцен моя героиня: «В том-то и сила настоящего писателя, чтобы каждый читатель, зритель, слушатель смог увидеть свою историю». Для меня как для психолога театр, в первую очередь, это возможность помочь зрителю соприкоснуться с важными темами, что-то прожить и переработать внутри себя. И да, Лада Леонидовна права: я пишу стихи и мне очень близка фигура моей героини.
Т.К.: (Актёру и режиссёру) Репетиционный процесс всегда разный, но часто актёры вспоминают именно этот период. Где больше удовольствия в репетициях или на спектакле?
Л.С.: Я люблю и репетиции, и общение со зрителями. Мне интересно придумывать что-то на репетициях вместе с актерами, а потом смотреть, что мы угадали, что нет – что из наших придумок зрителю интересно и понятно, а на что публика не отреагировала, то есть мы свою мысль не сделали доступной, а значит, нужно что-то поменять, чтобы наша аудитория была с нами на одной волне, смеялась или плакала вместе с нашими персонажами.
Н.М.: Знаете, это как в жизни: счастлив тот, кто получает удовольствие и от процесса, и от результата. Театр для меня всегда был счастливым местом. В репетициях я больше всего люблю наблюдать, как прямо в наших руках из ничего рождается что-то — акт творения в чистом виде. Причем совместный. И, как всегда, мы с режиссером много шутим и смеемся. При этом на репетиции один на один, без партнеров по сцене, мне иногда бывает непросто. Чтобы достать изнутри истинную эмоцию, надо сбросить все маски, стыд и просто жить жизнью своего героя. Это — труд. А сами спектакли — энергия соединения со зрителями и кайф в чистом виде.
Т.К.: (Актёру и режиссёру) Как проходили репетиции, процесс вынашивания вашего детища был сложный? Лёгкий?
Л.С.: К этому спектаклю мы подбирались долго. Видимо, и материал, и актриса должны были «дозреть». А репетиции всегда разные – мы живые люди, не каждый день «в потоке» и «в ресурсе» (смеюсь).
Н.М.: Ага, важно быть не только в потоке и ресурсе, но еще и в адеквате. А если честно, театр для меня — это большая внутренняя работа. Я не могу играть роль формально, у меня должна быть определенная внутренняя емкость и готовность зайти на глубину. С момента, как мы выбрали и даже стали работать над пьесой, жизнь внесла серьезные коррективы в мою реальность, поэтому мы отложили пьесу до тех пор, пока не восстановится тот самый «ресурс». Но что самое главное для меня — это то, что мы не сдались и не бросили эту затею. Отдельное спасибо основателю, режиссеру театра «Квадрат» и организатору фестиваля Юлиане Кукарниковой, которая вдохновила нас перезапустить процесс работы над спектаклем.
Т.К.: (Режиссёру) Созвучны ли были ваше видение и актрисы?
Л.С.: В целом, мы во многом совпадаем. В остальном договариваемся, ищем компромисс. Находим! Не случайно мы дружим столько лет)).
Т.К.: (Актрисе) Легко ли было принять героиню, понять и защитить?
Н.М.: Мне — да. Она творческая, многогранная, ищущая, чувствующая, живая. Я и как человек, и как профессионал очень понимаю те внутренние процессы, которые проживает моя героиня.
Т.К.: (Актёру и режиссёру) Что для Вас театр?
Л.С.: Для меня театр всегда был спасением от рутины, так как основная моя профессия именно с рутиной и связана и часто не приносит желаемого удовлетворения. А в театре можно сделать что-то яркое – и тут же получить яркий отклик, обратную волну энергии из зала, и чем качественнее твое «произведение», тем мощнее эта волна, эта подпитка, вдохновляющая жить и творить снова.
Н.М.: Для меня театр — это возможность проживать разные состояния, честно передавать зрителю через себя чувства, идеи, вопросы для размышления. Мое творческое кредо как психолога и актрисы: искусство как терапия и терапия как искусство. Для меня это очень связано. Не на фестивале, но после него я обязательно снова буду вести после спектакля «Мастерскую смыслов» — рефлексию увиденного вместе со зрителями. И вот эта тема честности очередной раз находит свое воплощение в текущей постановке. Мы и назвали ее так: «ЧЕСТНО».
Т.К.: (Актёру и режиссёру) У театра богатое прошлое, прекрасная драматургия, великолепные актёрские работы, режиссёрские победы. Настоящее театра всё больше пользуется плодами времени: современными технологиями, возможностью «подглядеть» в информационные ресурсы. Не остановит ли это развитие? Есть ли будущее именно данного искусства?
Л.С.: Театр, по-моему, это живое общение актера (а через него и режиссера, и художника) со зрителем. И этого живого общения не заменят никакие технологии. Все технологии – только подпорки для того, чтобы создатели спектакля могли яснее выразиться, а зрители смогли бы их лучше понять. Все остальное – ширпотреб, не настоящий театр, «пена дней», которая будет смыта чистым потоком настоящего творчества. А оно вне времени.
Н.М.: Я коротко: то, что рождается в контакте человек-человек не заменит ни одна машина. Жизнь течет через живое соприкосновение.
Т.К.: (Актёру и режиссёру) Фестивали важны?
Л.С.: Конечно! Мы ведь живем в маленьком городке с очень доброжелательными зрителями. А фестивали помогают не вариться в собственном соку, сравнить уровень своих работ с работами других коллективов, понять, где ты: не зазнался ли, не загнил ли в своем теплом болотце? Мы очень любим ездить на фестивали, где не просто вручают (или не вручают) какие-то дипломы, а предлагают выслушать мнение членов жюри, обсудить увиденное и показанное. Это очень ценно.
Н.М: Да-да-да! Шикарный повод отпроситься у мужа и детей и вспомнить молодость. Это всегда обогащает свой опыт. Плюс появляется насмотренность. Ты понимаешь, так мне нравится, а вот так нет. И я всегда в искреннем восторге, когда вижу неподдельную игру талантливых людей.
Т.К.: (Актёру и режиссёру) Над чем очень бы хотелось поработать? Есть ли заветная профессиональная мечта?
Л.С.: Как бы это объяснить? Если у тебя есть мечта и если она в какой-то момент исполняется, то тебе как бы и жить дальше незачем. А мне так нравится жить, мне нравится сам процесс жизни в этой профессии, что все мои мечты сводятся только к одному: чтобы это не кончалось, чтобы были актеры и были подходящие для них пьесы, чтобы мы становились друзьями и наша дружба продолжала бы нас согревать.
Н.М.: В нашем предыдущем моноспектакле «Наташина мечта» у главной героини Наташи спрашивают: «Наташа, а какая у тебя мечта?», а она отвечает: «Какая мечта?! Работать надо!» Вот я перефразирую сейчас и отвечу. Моя мечта — тоже работать. Над собой и помогать это делать другим. И тогда мы все, благодаря театру, друг другу и движению вперед, будем становиться добрее, чище и светлее. А через какую следующую форму мы продолжим идти к этому — это не так важно. Время покажет, импульс придет.
Т.К.: (Актёру) Актёр-донор, он привык дарить, отдавать. Что бы хотелось получить от участия в фестивале?
Н.М.: На фестивале мне хочется увидеть глаза людей, в которых зажжётся искорка веры в то, что выйдя со спектакля, они могут начать жить СВОЮ жизнь, а не чужую. А для себя: после фестиваля я хочу сказать себе: «Да, мы это сделали!», выдохнуть и выспаться. Честно 🙂